Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.05.2024
04:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

"Праздник русской зимы"

Праздник русской зимы.

" />

Начало празднования масленицы у нас приравнивается к принятию христианской веры. В Несторовой летописи при описании мировой язвы в Киеве, под 1090 год, в первый раз упоминается мясопуст.

Название сырной недели и масленицы мы не встречаем в наших летописях ранее 16 века. Иностранные писатели первые, сообщившие нам сведения о забавах и значении масленицы, они оставили нам данные почти в прежнем виде. Как в старину, так и ныне главное угощение на масленицу состоит в блинах. Во всю неделю пекут из гречневой или пшеничной муки блины на масле, молоке и яйцах, круглые, во весь обьём сковороды; блины же, не более как с чайное блюдечко, тонкие, лёгкие и большею частью на молоке и яйцах, из одной пшеничной муки, называются оладьями. В богатых домах подавали к блинам жидкую икру. В Малороссии и смежных с нею местах пекли такие же блины и сверх того готовили вареники. Это небольшие пирожки, похожие на сибирские пельмени с тою разницею, что их начиняли свежим творогом и потом на несколько минут опускали в кипяток, вынув из воды, немедленно подавали к столу горячими, их ели с маслом и сметаной. Блины подавались горячими, простывшие теряли своё достоинство. Были блиноманы, которые ели такие горячие, что обжигали язык и рот, но масло смягчает их обжогу.

Русский с чисто сердечной простотою предавался всяким потехам: скачет и пляшет, шумит и смеётся над скряжническою жизнью, гуляет в городе и вне города, поет и выводит на роже радостную песню, сорят деньгами, опоражнивает бокалы с вином - тогда ему море по колено и хоть трава нерости.

Масленица начинается с понедельника, а с четверга уже праздновали все. Простолюдины, закусив порядочно блинами, принимались распевать весёлые песенки, потом катались в санях и разъезжали по знакомым. После катания посещали приятельский дом, где ждали их новые блины, готовый обед, и там пировали до полночи.

Всякое сословие пировало по-своему: одни проводили время в маскирование, плясках и шумных пирушках, другие, с меньшими требованиями к роскоши и светскому приличию, катались с ледяных гор на саначках - самокаточках или на лубках, качались на разнозатейливых качелях и веселились по-русски, припеваючи.

Нет картины заманчивее, разновиднее, восхитительнее, как народная масленица в Петербурге. Где все состояния спешили насладиться удовольствием. Ввечеру балы, маскарады, и два раза в день театры. По домам, как и в рождественские праздники, расхаживали замаскированные, но везде было шумное и неутомимое гостеприимство.

Последние два дня на сырной недели ( суббота и воскресенье) одни из приличия, другие по набожности спрашивание друг у друга прощения. Встречаясь, даже на улице, они целовались , говоря при этом: « Прости меня в чём я тебя обидел, умышленно и неумышленно, делом или словом». - « Бог тебя простит и Божья Матерь»,- отвечал ему другой. И в знак примирения целовались. Люди высшего сословия не стыдились ездить к своим врагам и мириться с ними. Иностранец Альберт Кампензе, описывая религию русских в начале 16 века, замечал, что они гораздо лучше следуют учению Евангеля, нежели католики. Эта хорошая черта не исчезла у нас.

В воскресенье вечером совершались проводы масленицы, и после ужина завершали ее в некоторых местах катаньями на санях почти до полночи.

В небольших городах России или вообще в тех местах, где удовольствие на масленицу сопровождалось катанием на санях, простой народ тешился пляскою, играми и песнями. Нельзя скрыть слабости нашего народа. Всю масленицу от чрезмерно радужного угощения вином упивались до того, что бывали драки и убийства. Не только иностранцы, описывавшие нравы наших предков, говорили об этом, но мы, современники, сами этому свидетели.

По деревням парни с девками катались на дровнях, санях и больших салазках с природных гор. Катались на санях, подмороженных коровьем навозом и политых водою. Скамьи делали из двух больших досок, соединенных ножками. На них садились только девки, одна возле другой, правили ногами и поли песни. Катались еще на корытах подмороженных, бочках и кружках, взрослые парни спускались с гор на логах, сцепившись по нескольку вместе. Но самое лучшее и разгульное катанье - в запряженных лошадью санях. Бабы и девки, мужики и парни, усаживались по 15 человек в сани, разъезжали с колокольчиком при пении разнообразных песней. Лошадь едва везла и останавливалась часто, как бы расслушивая песни разгульных своих седоков. Перед сумерками увеличивалось число парней, молодых, женатых, девушек и молодец - в избах оставались одни старухи.Такое гулянье продолжалось до полуночи.

Маскарад и санное катанье, данное Петром I.

Петр I насмехаясь над многими своенравными и застарелыми обычаями, изображал их часто в забавах. К числу таких принадлежит представленная им масленица в Москве (1722г). В четвертый день масленицы начался большой поезд из Всесвятского села. Там было заготовлено множество вида и величины морских судов, и все они поставлены были на сани, которые были запряжены зверями. По знаку, данному ракетою, флот двинулся и потянулся к тверским воротам пестрыми рядами. Шествие началось истукарем, ехавшим на больших санях, в шесть лошадей гуськом. Лошади брянцали, бубенчиками и побрякушками. На других санях сидел Зотов, князь-попа. Он был одет в длинную из красного бархата епанчу, подбитую горностаем; в ногах его сидел на бочке пьяный Бахус; за ним ехал шут в санях, запряжённых четырьмя свиньями. После двинулся флот с Нептуном на колеснице и трезубцем в руках; колесницу его везли две серены. За ним ехал князь-кесарь Ромодановский на большой лодке, запряжённой двумя живыми медведями. Кесарь был в порфире и с княжескою короной на голове. Потом шёл 88-пушечный корабль с тремя мачтами и полным вооружением: его везли 16 лошадей. Сам государь сидел в нем, в одежде флотского капитана, окружённой генералами и офицерами. За кораблем ехала гондола; в ней сидела государыня в одежде ост-фрисланской крестьянки; её окружали знатные и придворные дамы и кавалеры в аравийских одеждах. За гондолою тянулась неугомонная обитель: так назывались маскарадные шуты: они сидели в разных смешных положениях, в широких длинных санях, которые нарочно были сделаны наподобие драконовой пасти. Шуты были наряжены журавлями, лебедями, лисицами, волками, медведями, и огненными змеями. Пестрое разновидное шествие, изумлявшие и забавлявшие жителей, шло в Кремль и сюда уже прибыло вечером, при пушечных выстрелах.

Следующие три дня были проведены в угощениях и весельях. Участвовавшие в этом маскараде переменяли на себе платья по несколько раз в день. Последний день заключался в сожжении богатого фейерверка.

Наконец Русский народ становится мудрее и бережливее.

Возрождаются из небытия многие традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту.

Хочется надеяться, что это не временное увлечение, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен, освободиться от проклятого комплекса «Иван, не помнящий своего родства».

Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему – черта, отличающая образованность от дикости.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: GV000 (06.11.2019) | Автор: праздник зимы E
Просмотров: 127 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz