Инновационная деятельность и творчество педагога.
Инновационные процессы в образовании
Изменение образовательной парадигмы повлекло за собой превращение обучающегося из объекта педагогического воздействия в субъект познавательной деятельности. Задача же преподавателя заключается и обеспечении условий для самореализации его как личности.
Инновационная деятельность предусматривает творческий поиск педагогом форм и средств профессиональной самореализации. Успешность их применения во многом зависит от конкретных условий реализации. Интенсификации инновационного процесса способствует в первую очередь профессионализм и творческий потенциал руководящих и педагогических работников, осознание каждым из них важности инноваций и решении проблемы качества подготовки квалифицированных специалистов. Вместе с тем необходимо предусмотреть возможные негативные последствия инновационной деятельности, учитывать специфику среды реализации инноваций, позицию участников инновационного процесса.
. Многие преподаватели изначально настороженно относятся к любому преобразованию, так как не могут преодолеть психологический барьер. Инновационная деятельность в образовательных учреждениях является стимулом, выводящим педагогов на новый уровень осмысления и решения своих профессиональных задач. Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности. За многие тысячелетия его методика претерпела огромные изменения и приобрела особую значимость в условиях модернизации системы образования.
В настоящее время педагогическая практика все больше опирается на научные знания. Все большее применение в деятельности учителя и преподавателя находят исследовательские и проблемные методы обучения. Экспериментально-исследовательская деятельность получила широкое распространение. В ней принимают активное участие отдельные педагоги и целые коллективы образовательных учреждений, управленцы всех уровней, исследовательские институты. Это потребовало наличия у экспериментаторов соответствующих знаний и специальной подготовки.
Инновационные процессы включают в себя изучение, обобщение и распространение передового опыта, внедрение достижений науки в практику. Инновационные процессы являются необходимым условием для эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Работа учителя также требует постоянного поиска более совершенных форм организации учебно-воспитательного процесса, пересмотра содержания образования, выявления соотношения теоретических и практических знаний при изучении того или иного учебного предмета и пр.
Освоение опытно-поисковой работы стимулирует психолого-педагогическое творчество, включает педагогов в инновационную деятельность. Инновации - нововведения, новшества, новизна. Приставка ин«» означает проникновение внутрь определенной среды. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся.
Исследование, исследовательское поведение - одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его изучение и познание. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности.
Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.
Исследовательская активность - это творческое отношение личости к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе неожиданных, непрогнозировавшихся результатов исследования и их использованию для дальнейшего познания [136, с. 34]. Понятие исследовательской активности близко к понятиям «познавательная активность» и «интеллектуальная активность».
Исследовательская активность проявляется в целом ряде различных форм деятельности и поведения человека (наблюдение, путешествие, вопросно-ответные формы и т.д.). Наиболее ярко она выступает в самостоятельных активных творческих действиях и преобразованиях исследуемого предмета, явления, ситуации.
Исследовательские способности будем рассматривать как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.
Используются следующие методы изучения исследовательского поведения.
- Наблюдение в естественных условиях (например, съемка скрытой камерой поведения детей в магазине, наблюдение за программистом, осваивающим новую компьютерную программу, и т.д.).
- Естественный и лабораторный эксперименты.
- Стандартизованные тесты исследовательского поведения, например, с использованием специально разработанных стимульных объектов типа игрушек-головоломок с неизвестными внутренними связями и скрытыми свойствами.
- Специализированные анкеты и опросники.
- Анализ описаний исследовательского поведения (научных, биографических, фольклорных и т.д.).
- Компьютерное моделирование исследовательского поведения.
Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, выделяют одну чрезвычайно важную на сегодняшний день: подготовка учащихся к профессиональному труду, то есть получение учащимися знаний не только «репродуктивным» образом, но в первую очередь «продуктивным», используя самостоятельный поиск решения поставленной задачи и проблемы. Задача же педагога в этом деле - помочь ученику в выборе правильного направления и в овладении исследовательскими умениями. Необходимо предоставить возможность практического применения ЗУН в период становления личности. Задачи учителя технологии в развитии исследовательских способностей учащихся могут быть решены посредством:
-использования учителем на уроках методов научного исследования и обучения этим методам учащихся;
- выполнения проектов, при котором особое внимание следует обращать на выявление и исследование проблемы, анализ выдвинутых идей и моделей, конструкций, итоговый самоанализ;
- использования проблемных методов обучения;
-проведения деловых игр, дискуссий, дебатов;
- разработки заданий, предполагающих развитие критического мышления: самостоятельный поиск и анализ необходимой информации;
- выполнения мини-сочинений - эссе;
- выявления потребности в чем-либо (маркетинговое исследование);
- выбора оптимальной технологии и т.д.;
- организации работы учащихся в малых группах с взаимо- обучением;
- привлечения учащихся к работе в кружках, секциях, научных обществах, к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках, к выступлению на конференциях, семинарах.
Но без желания, без интереса, без понимания замысла невозможна самостоятельная, творческая работа обучающихся. И здесь велика роль преподавателя: он должен обладать умением выбирать оптимальные формы и методы по развитию творческих способностей студентов. При этом необходимо ориентироваться на формирование высокого уровня культуры профессиональ-ного мышления, высокую квалификацию, самосовершенствование личности.
Используемые методы должны прививать учащимся ценностное отношение к профессиональным традициям, способствовать осмыслению статуса осваиваемой профессии, своих прав и обязанностей, формированию личной ответственности за результаты своей профессиональной деятельности.
Это позволит будущему специалисту быть готовым к решению проблем, которые могут возникнуть при вступлении в самостоятельную жизнь. Умение управлять собственной деятельностью поможет увидеть мир профессиональной культуры цельным и динамичным, будет способствовать успешной самореализации.
Исследовательская деятельность учителей станет более эффективной, если у них будет сформирован определенный уровень научно- теоретической и методологической культуры. Для этого необходимо:
- систематизировать знания о проведении исследовательских работ в технологическом образовании;
- познакомить с методами исследования, методикой организации и проведения эксперимента;
- научить разрабатывать программы экспериментальных работ и интерпретировать их результаты;
- формировать научно-исследовательский подход к решению технических, технологических и педагогических проблем;
Результативность процесса будет определяться уровнем общего развития конкретного человека и продуктивностью обучающей системы, эффективностью формирования подходов к организации и проведению опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы.
Применение целого ряда методов позволяет всесторонне исследовать проблему, все ее аспекты и параметры. Способ познания изучаемой реальности, который дает возможность решить задачи и достичь цели поисковой деятельности, представляет собой метод научного познания действительности.
Целью исследования может быть получение данных об актуальном состоянии объекта, процесса, явления или прослеживание динамики их и изменения во времени в зависимости от различных условий.
К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные, относятся:
- изучение литературы и документации;
- наблюдение;
- беседа;
- методы опроса (беседа, интервью, анкетирование);
- тестирование;
- изучение продуктов деятельности;
- оценивание (метод независимых экспертов);
- эксперимент - основной метод научного познания.
Изучение литературы и документации Работа над литературой начинается с составления списка подлежащих изучению источников. Это книги, журналы, статьи в сборниках, авторефераты диссертаций, материалы на электронных носителях и пр. Необходимую литературу нужно искать по справочно-библиографиским указателям, библиотечным и электронным каталогам, информации о вышедших новинках.
Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, познакомиться с накопленным опытом, четко очертить исследуемую проблему.
Важно высказать свое отношение к авторским позициям, к полученным исследователями выводам.
Источниками фактического материала служит также разнообразная текущая документация учреждений. Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов родительских собраний и пр.) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса: особенности деятельности педагогов, учащихся, воспитанников социальных центров, испытываемые ими затруднения и их причины, тенденции изменения характера и результатов деятельности и др.
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность учащихся - но такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая г низана с решением учениками творческой, исследовательской задачи г заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства), предполагающая наличие основных этапов, характерных дли научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с диктатурой по данной проблеме, овладение методикой исследования, подбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.
|