Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.05.2024
03:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [6]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 

Инновационная деятельность и творчество педагога.

Инновационная деятельность и творчество педагога.

 Инновационные процессы в образовании

         Изменение образовательной парадигмы повлекло за собой превра­щение обучающегося из объекта педагогического воздействия в субъект познавательной деятельности. Задача же преподавателя заключается и обеспечении условий для самореализации его как личности.

Инновационная деятельность предусматривает творческий поиск педагогом форм и средств профессиональной самореализации. Успешность их применения во многом зависит от конкретных условий реализации. Интенсификации инновационного процесса способствует в первую очередь профессионализм и творческий потенциал руководящих и педагогических работников, осознание каждым из них важности инноваций и решении проблемы качества подготовки квалифицированных специалистов. Вместе с тем необходимо предусмотреть возможные негативные последствия инновационной деятельности, учитывать специфику среды реализации инноваций, позицию участников инновационного процесса.

. Многие преподаватели изначально настороженно относятся к любому преобразованию, так как не могут преодолеть психо­логический барьер. Инновационная деятельность в образовательных учреждениях является стимулом, выводящим педагогов на новый уровень осмысления и решения своих профессиональных задач. Исследовательский подход как способ познания мира и метод обу­чения был опробован еще в древности. За многие тысячелетия его мето­дика претерпела огромные изменения и приобрела особую значимость в условиях модернизации системы образования.

         В настоящее время педагогическая практика все больше опирается на научные знания. Все большее применение в деятельности учителя и преподавателя находят исследовательские и проблемные методы обуче­ния. Экспериментально-исследовательская деятельность получила ши­рокое распространение. В ней принимают активное участие отдельные педагоги и целые коллективы образовательных учреждений, управленцы всех уровней, исследовательские институты. Это потребовало наличия у экспериментаторов соответствующих знаний и специальной подготовки.

         Инновационные процессы включают в себя изучение, обобщение и распространение передового опыта, внедрение достижений науки в практику. Инновационные процессы являются необходимым условием для эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Работа учителя также требует постоянного поиска более совершенных форм организации учебно-воспитательного процесса, пересмотра со­держания образования, выявления соотношения теоретических и прак­тических знаний при изучении того или иного учебного предмета и пр.

Освоение опытно-поисковой работы стимулирует психолого­-педагогическое творчество, включает педагогов в инновационную дея­тельность. Инновации - нововведения, новшества, новизна. Приставка ин«» означает проникновение внутрь определенной среды. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию со­вместной деятельности учителя и учащихся.

         Исследование, исследовательское поведение - одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его изучение и познание. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информа­ции, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности.

Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.

         Исследовательская активность - это творческое отношение личости к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе неожиданных, непрогнозировавшихся результатов исследования и их использованию для дальнейшего познания [136, с. 34]. Понятие исследовательской активности близко к понятиям «познавательная активность» и «интеллек­туальная активность».

         Исследовательская активность проявляется в целом ряде различных форм деятельности и поведения человека (наблюдение, путешествие, вопросно-ответные формы и т.д.). Наиболее ярко она выступает в само­стоятельных активных творческих действиях и преобразованиях иссле­дуемого предмета, явления, ситуации.

         Исследовательские способности будем рассматривать как индиви­дуальные особенности личности, являющиеся субъективными условия­ми успешного осуществления исследовательской деятельности.

Используются следующие методы изучения исследовательского поведения.

  1. Наблюдение в естественных условиях (например, съемка скры­той камерой поведения детей в магазине, наблюдение за программи­стом, осваивающим новую компьютерную программу, и т.д.).
  2. Естественный и лабораторный эксперименты.
  3. Стандартизованные тесты исследовательского поведения, на­пример, с использованием специально разработанных стимульных объ­ектов типа игрушек-головоломок с неизвестными внутренними связями и скрытыми свойствами.
  4. Специализированные анкеты и опросники.
  5. Анализ описаний исследовательского поведения (научных, био­графических, фольклорных и т.д.).
  6. Компьютерное моделирование исследовательского поведения.

         Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образо­ванием, выделяют одну чрезвычайно важную на сегодняшний день: под­готовка учащихся к профессиональному труду, то есть получение уча­щимися знаний не только «репродуктивным» образом, но в первую очередь «продуктивным», используя самостоятельный поиск решения по­ставленной задачи и проблемы. Задача же педагога в этом деле - помочь ученику в выборе правильного направления и в овладении исследова­тельскими умениями. Необходимо предоставить возможность практиче­ского применения ЗУН в период становления личности. Задачи учителя технологии в развитии исследовательских способ­ностей учащихся могут быть решены посредством:

-использования учителем на уроках методов научного исследо­вания и обучения этим методам учащихся;

- выполнения проектов, при котором особое внимание следует обращать на выявление и исследование проблемы, анализ выдвинутых идей и моделей, конструкций, итоговый самоанализ;

- использования проблемных методов обучения;

 -проведения деловых игр, дискуссий, дебатов;

- разработки заданий, предполагающих развитие критического мышления: самостоятельный поиск и анализ необходимой информации;

- выполнения мини-сочинений - эссе;

 - выявления потребности в чем-либо (маркетинговое иссле­дование);

- выбора оптимальной технологии и т.д.;

- организации работы учащихся в малых группах с взаимо- обучением;

- привлечения учащихся к работе в кружках, секциях, научных обществах, к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках, к выступле­нию на конференциях, семинарах.

                 

         Но без желания, без интереса, без понимания замысла невозможна самостоятельная, творческая работа обучающихся. И здесь велика роль преподавателя: он должен обладать умением выбирать оптимальные формы и методы по развитию творческих способностей студентов. При этом необходимо ориентироваться на формирование высокого уровня культуры профессиональ-ного мышления, высокую квалифика­цию, самосовершенствование личности.

         Используемые методы должны прививать учащимся ценностное отношение к профессиональным традициям, способствовать осмысле­нию статуса осваиваемой профессии, своих прав и обязанностей, фор­мированию личной ответственности за результаты своей профессио­нальной деятельности.

Это позволит будущему специалисту быть готовым к решению проблем, которые могут возникнуть при вступлении в самостоятельную жизнь. Умение управлять собственной деятельностью поможет увидеть мир профессиональной культуры цельным и динамичным, будет спо­собствовать успешной самореализации.

Исследовательская деятельность  учителей станет более эф­фективной, если у них будет сформирован определенный уровень научно- теоретической и методологической культуры. Для этого необходимо:

- систематизировать знания о проведении исследовательских работ в технологическом образовании;

- познакомить с методами исследования, методикой организа­ции и проведения эксперимента;

- научить разрабатывать программы экспериментальных работ и интерпретировать их результаты;

- формировать научно-исследовательский подход к решению технических, технологических и педагогических проблем;

         Результативность процесса будет определяться уровнем общего развития конкретного человека и продуктивностью обучающей системы, эффективностью формирования подходов к организации и проведению опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы.       

         Применение целого ряда методов позволяет всесторонне исследовать проблему, все ее аспекты и параметры. Способ познания изучаемой реальности, который дает возможность решить задачи и достичь цели поисковой деятельности, представляет собой метод научного познания действительности.

Целью исследования может быть получение данных об актуальном состоянии объекта, процесса, явления или прослеживание динамики их и изменения во времени в зависимости от различных условий.

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические  данные, относятся:

  • изучение литературы и документации;
  • наблюдение;
  • беседа;
  • методы опроса (беседа, интервью, анкетирование);
  • тестирование;
  • изучение продуктов деятельности;
  • оценивание (метод независимых экспертов);
  • эксперимент - основной метод научного познания.

Изучение литературы и документации Работа над литературой начинается с составления списка подлежа­щих изучению источников. Это книги, журналы, статьи в сборниках, авторефераты диссертаций, материалы на электронных носителях и пр. Необходимую литературу нужно искать по справочно-библиографиским указателям, библиотечным и электронным каталогам, информа­ции о вышедших новинках.

Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, познакомиться с накопленным опытом, четко очертить исследуемую проблему.

         Важно высказать свое отношение к ав­торским позициям, к полученным исследователями выводам.

Источниками фактического материала служит также разнообразная текущая документация учреждений. Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, учениче­ских дневников, протоколов родительских собраний и пр.) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процес­са: особенности деятельности педагогов, учащихся, воспитанников со­циальных центров, испытываемые ими затруднения и их причины, тен­денции изменения характера и результатов деятельности и др.

         Таким образом, учебно-исследовательская деятельность учащихся - но такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая г низана с решением учениками творческой, исследовательской задачи г заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техни­ки, искусства), предполагающая наличие основных этапов, характерных дли научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с ди­ктатурой по данной проблеме, овладение методикой исследования, подбор  собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.

Категория: Мои статьи | Добавил: GV000 (15.04.2020) E
Просмотров: 105 | Теги: fcbjkjub | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz